Тема игры и игрушки в исполнении немецкого вальдорфского педагога Elke Blattmann. Советую, не полениться и прочитать!
Итак.
Игра и игрушки в жизни детей.
Elke Blattmann Как играют дети сегодня? Вместо ответа каждый все чаще и чаще слышит как матери говорят: “Мой ребенок не умеет играть. Или он носится как угорелый, или сидит скучает. Если я сама не займу его чем-то, он сам ничего не сможет придумать».
Кажется, что дети разучились играть. Способность детей играть исчезает , кажется, стремительно. Чтобы стимулировать детскую игру, обеспокоенные родители часто просто покупают им одну игрушку за другой. Но ситуация только становится хуже. Ребенок сидит окруженный изобилием игрушек и все еще не знает, что с ними сделать.
Что хочет делать маленький ребенок, только что пришедший в этот мир? Он или она хочет экспериментировать с ним, этим миром, учиться в нем жить. Маленький ребенок – это орган чувств. Каждое восприятие захватывает все его/ее тело. Наблюдайте за ребенком, когда его кормят грудью - это выглядит так, как будто маленькие руки и ножки тоже пробуют на вкус молоко! Трехлетний не может не потянуться к молотку , когда он слышит кого-то, кто стучит им за работой! Все тело обладает великолепным слухом.. Пятилетний будет стоять перед телевизором, копируя позы людей на экране в их точном положении. Он будет копировать певца, приседая и подпрыгивая, размахивая руками, сгибая спину и колени, прыгая по всей комнате.
Впечатления прибывают, безудержные и нефильтрованные; маленький ребенок воспринимает их всем телом и отвечает на них движением буквально всех органов. Тело имитирует и подражает. Ребенок ничего не может сделать
еще, но подражает и повторяет то, что пришло к нему с внешними впечатлениями.
Ребенок «прорабатывает» жизнь. Это - деятельность, которую мы подразумеваем, когда мы говорим об "игре" маленького ребенка. Игра является столь же естественной для ребенка как плавание рыбе.
Что происходит, когда рыба помещена в слишком маленький аквариум? Это будет безучастно тихое «стояние в воде» или же безудержное метание по аквариуму. Не похоже ли это на ситуацию с ребенком?
Среда малыша сегодня
Дети нашего времени всюду сталкиваются с ограничениями. Очень рано они наталкиваются на запреты: «Не касайся кнопок на стиральной машине! Не подходи к розетке –током стукнет! Не выходи на дорогу, машина собъет!” А взрослые всегда могут делать то, что нельзя маленьким.
“Не играйте в грязи, испачкаетесь! Не бегайте по траве, здесь по газонам бегать нельзя!' О, оставьте этого дохлого червяка в покое, он отвратителен!”
Могут ли дети могут сформировать свои отношения с окружающим миром таким образом? Как иначе они могут познакомиться с растениями и животными?
Вода делает детей мокрыми. Грязь делает их одежду грязной. Огонь опасный – он не для детей. На сквозняке-на ветру они могут простудиться.
Есть множество запрещающих знаков и предостережений вокруг.
Но при этом - что делают взрослые? Мать нажимает на кнопку и маленькие барабаны начинают шумно вращаться. Она открывает консервные банки и опускает в кастрюлю уже переработанные овощи. А отец? Как ребенок может подражать ему, когда отец большинство времени – не дома? Обычно мир вокруг ребенка очень скучен. Где же может ребенок найти для себя образцы для подражания, так необходимые для игры?
Вдобавок ко всему, если детская полна пластмассовых игрушек (кукла порой похожа на машину, «правильные» кубики и пластиковые лопатки – все стерильно и однообразно) и когда анимационные персонажи Уолта Диснея или мультяшные монстры искоса смотрят со стен, занавесок, наклеек -тогда ребенок живет в мире обмана, разочарования и страха.
Как родители, как бабушки и дедушки мы отчетливо видим и ощущаем, как изменился мир со времен нашего детства, сколь мало осталось у наших детей и внуков возможностей для получения естественного опыта, которые когда-то мы считали само собой разумеющимся.
Мы еще видели лошадей на улицах, мы знаем, что такое – вода из колодца. Мы без опаски плавали в Рейне или Эльбе, видели там живую рыбу. Мы знавали теплоту мерцающего огня в угольной печи. Мы ели салат и картофель, которые сами сорвали с грядки.
Сегодня же ребенок может спросить нас: «Откуда человек берет воду?» Источник воды для него зачастую – водопроводный кран. И он может открываться и закрываться – и тогда вода течет или нет. Но откуда она берется в кране? Девочка отказывается пить свое молоко, потому что она однажды видела, как доили корову. Для неё это странно. И много детей думают, что овощи растут на полках супермаркетов.
Сегодня мир природы скрыт за непрозрачным синтетическим миром. Ребенок привыкает к этому. Городской ребенок может едва испытать силы и элементы, которые поддерживают и оживляют нас и Землю.
Готовые к потреблению продукты – повсюду. Мы покупает продукты уже вымытыми и упакованными в пакеты, - будь то морковь или гвозди. Редко удается наблюдать процесс производства этих продуктов. Для взрослых жизнь стала больше
практичной, гигиеничной, и удобный. Но детей это сделало дальше от опыта реальной жизни.
И разве это удивительно при этом, что дети не хотят играть? Где их чувства могут встретить подлинность и разносторонность? У них есть пластмасса и синтетические ткани, которые соприкасаются с их кожей. Автомобильный выхлопы и химические ароматы перебивают множество ароматов естественных. Химические удобрения , используемые в выращивании фруктов и овощей, тоже приводят к потере их естественных запахов. Транспортный шум заглушает разнообразие звуков жизни и лишает тишины. А что получает зрение ребенка? Когда маленький ребенок ищет маленького человека позади телевизора, это показывает нам, как серьезно он вбирает в себя мир, однако, он очень быстро привыкает к факту , что позади телевизора нет ничего.
Общеизвестно, что не тренируется, то слабеет. Но кто либо задумывался над тем, - могут ли развиваться чувства, если они не получают живых и жизненных впечатлений? И как может развиваться воображение, та таинственная творческая сила, которую приносит с собой ребенок, если оно практически не используется и вместо реальных картин мира получает лишь его карикатуру?
Добавлено (20.01.2011, 22:39)
---------------------------------------------
Основное правило бытования с ребенком в повседневности:
выстраивая, планируя свой день, свои дела, позаботиться о том, чтобы среди них было то, чему смог бы подражать ребенок. И создать возможности для этого подражания. Т.е организация СВОЕЙ деятельности , а не ребенка! и организация пространства-среды...
А кроме еще и физического ухода здоровому ребенку ничего и не нужно.....
Детские и игрушки
Если Вы желаете помочь детям играть сегодня, нужно помочь создать соответствующую окружающую среду. Старая, естественная среда не может быть воспроизведена, но даже в самом пустынном городе можно создать много красивых
вещей , если приложить немного воображения и энтузиазма.
Ребенок, его кожа должна быть покрыта шелком, шерстью, хлопком, и тканями гладких расцветок . Как по-особому каждое из этих волокон чувствует на теле! Очень маленькие дети с радостью сжимают в своих кулачках шелковые платочки. Это ни с чем не сравнится! Шелковый навес над колыбелькой – верх счастья))
Однако, наслаждаться этими ощущениями ребенок может не всегда, - только если с первый часов рождения его не вынуждают, скажем, лежать на животике или носят вертикально.. Я очень сочувствую бедным маленьким спеленутым существам, которые в нежном возрасте с большим усилием пытаются поднять/удержать свою головку только с тем, чтобы увидеть из колыбельки или открытой прогулочной коляски мебель, человеческие ноги, черный асфальт или стремительно проезжающие мимо автомобили. Какие перспективы! Ребенок, который спокойно лежит на спине, одарен возможностью полностью различать/всматриваться в картину мира. Он может видеть небо, слышать шелест трепещущих листьев, видеть лица, склоняющихся над ним людей. Кроме того, лежа на животе (или будучи прижатым к телу взрослого, лежа часами в слинге– прим.) ребенок лишен возможности играть в свои первые игрушки – свои ручки и ножки
Порой для полноценной игры ребенку вполне достаточно поиграть своими собственными пальцами!
Следующими игрушками могут быть простые подвески в кроватке, которые могут касаться ручек ребенка и издавать приятные звуки (тряпичный мячик с вшитым бубенчиком, например, или две связанных между собой маленькие деревянные ложечки - прим). Все это недоступно лежащему на животе ребенку. Пока ребенку достаточно тех вещей, которые находятся в его непосредственной близости ( нужно вспомнить, что и фиксировать взгляд в первые недели ребенок может только на близнаходящихся предметах! - прим), он должен быть защищен от окружающей среды. Простые занавески на бортиках кровати и полог – дают такую защиту. Полог – это навес, это "небо", это укрытие, - этот небольшой дом не должен исчезнуть из комнаты ребенка! Позже, протянув веревочку от угла кроватки к любой другой мебели, и набросив на неё гладкую ткань – можно создать такой же домик в мгновение ока!
Занавеска откинута – и магазин открыт! Ткань можно накинуть на плечи как плащ, завернуться в неё, как в платье. В нее, в ткань, можно завернуть как в пеленку куклу, а можно саму ткань превратить в куклу!! Это неистощимая для всевозможных идей игрушка! ( ваши родственники мучаются вопросом, что подарить Вам на рождение ребенка? Попросите их, чтобы они скинулись на комплект шелковых платков.. – прим)
Простые цвета на стенах излучают спокойствие и безопасность. Скучный рисунок или цветочки на обоях создают эффект тревожности и парализуют воображение. Хорошие репродукции Старых мастеров или картины, написанные самими родителями могут оживить стены. Истинное искусство имеет эффект непосредственного влияния на детей.
И тот энтузиазм и вдохновение, которое вкладывают в свои рисунки родители – непременно передадутся детям! ( А как было бы здорово включить в дородовую подготовку – рисование будущих мам!! - прим)
Какой чудесный опыт и переживания можно получить от устойчивой, массивной деревянной мебели! Как прекрасна гордость, которую чувствует ребенок, когда он может нести тяжелый табурет или подвинуть тяжелый стол самостоятельно! Детские меленькие ладошки любят скользить по деревянным поверхностям вдоль рисунка волокон. (Острые края и углы, которые являются настолько любимыми современными производителями мебели – очень тревожная деталь в детской комнате!) Тяжелая мебель переворачивается ребенком с видимым усилием снова и снова, порождая радость от этих усилий, являясь источником новых приключений и испытаний! Детей не надо оберегать от этих усилий! Они должны почувствовать, что каждая вещь на Земле имеет свой вес, испытать её тяжесть. Как грустно, когда ребенок, пытаясь перевернуть огромную игрушечную лодку, обнаруживает после всех усилий всего лишь, что она – из пластмассы, и что оно скорее парит в воздухе, а не погружается вей тяжестью в воду…
Это выглядит довольно нелепо.
Так же, как с весом объектов, дети должны аналогично испытать то, что некоторые объекты являются более хрупкими, чем другие. Зачем ребенку заботиться о сохранности пластиковой тарелки? Но если керамическая тарелочка, скажем, из кукольной посуды разобьется – насколько в следующий раз руки ребенка будут внимательнее и осторожнее!
Простые шерстяные коврики на полу или стенах привносят нужный уровень комфорта в комнату ребенка. А уж насколько горд ребенок, если он видит, что коврик соткан на ткацком станке его/ее матери!
Какие и сколько игрушек должно быть в детской?
Первое правило: игрушек не должно быть много.
У игрушек обычно есть фатальное качество быстро приумножаться в количестве. Сколько «сокровищ» (если не сказать – грабителей) снова и снова пробираются в наш дом под видом подарков! Родители должны тактично найти слова убеждения дарящих о сокращении количества игрушек, не оскорбляя их чувств. Полезно завести небольшой контейнер, коробку, в которой вещи могут исчезать на время, а в особых случаях снова появляться оттуда.
Большая же корзина со строительными материалами должна всегда быть в пределах досягаемости: чурочки, пенечки, кусочки коры, корней и даже неправильной формы обрезки, которые бывают отходами в столярной мастерской. Самые затейливые вещи могут быть построены из этих материалов. Такие неравномерные и неустойчивые детали нелегко приводить в равновесие друг с другом. Требуется много усилий и попыток по достижению равновесия строений. Как знать – не в этом ли берет начало инженерная мысль)) Напротив, какой бедный опыт достигается работой с блоками Лего! Один гладкий, прямой небольшой блок скрепляется с другим. И они всегда держатся и никогда не падают. И нужна лишь небольшая работа кончиков пальцев, чтобы все это с ними проделать. С естественными же строительными материалами работает вся рука. Каждая деталь требует особого обхождения с ней.
Кора дерева груба, а корни, напротив, гладкие. Сосновые шишки тоже здесь пригодятся. Любой ландшафт может быть выстроен с таким материалом. Животные, цветы и люди, которых можно сделать из воска– он бывает и цветным для этих целей (и в этом случае воска никогда не бывает много))))) живут в этих пейзажах. В теплых руках воск становится мягким и гибким, но как только он сформирован , он быстро твердеет, остывая. И уж совсем не стоит использовать пластилин, который всегда липок, и часто вымазывает и руки, и одежду, и все вокруг...
Еще одна вещь, которую надо всегда иметь под рукой, - восковые мелки хорошего качества, особенно блоковые, которые нелегко сломать и которые оставляют на бумаге ясный, сильный цвет. Дети быстро привыкают к созданию больших, красочных рисунков. И не стоит волноваться по поводу выбора цветов. Не надо отбирать скажем, только пастельные тона или только три основных цвета. Можно наблюдать много раз, как дети с большим энтузиазмом стремятся к зеленому. Со временем они узнают, что зеленый достигается смешением синего и желтого. И пожалуйста - не избегайте черного цвета ! Эмоциональные сложности могут быть с его помощью изображены ребенком на бумаге, и тем самым ребенок сам избавит себя от ряда проблем .
Рисунки маленьких детей открывают интересную область исследования для родителей. Когда детям предоставлена свобода, они сами знают, что им нужно рисовать. С большим энтузиазмом рисуют они большие спирали, круги, полоски, лестницы, солнце, и затем, в какой-то момент , голову с ногами. Они часто сами дают объяснения своим рисункам, которые никогда не бывают копией внешних вещей («рисованием с натуры»). Эти рисунки заслуживают того, чтобы их сохранили, пометив на них дату исполнения и имя автора. Мы знаем, что независимо от национальной и культурной принадлежности рисунки детей показывают, что все дети проходят одни и те же фазы развития. И наблюдать за их сменой очень интересно. Только не мешайте в этом ребенку, не сковывайте его образцами и ограничениями в цвете! Разумеется, в школьном возрасте все это несколько изменится))
(Продолжение следует)